В прошлом году в Эрмитаже проходила выставка, посвященная костюмам царского двора. В основном посетители делили свое внимание между парадными платьями императриц и карнавальными нарядами Юсуповых, обходя стороной витрину с потрясающей красоты плащом. Табличка гласила, что плащ принадлежал Евгению Богарне, знакомая фамилия, не так ли? Ведь именно такую фамилию носила прекрасная Жозефина, большая любовь и первая жена Наполеона.
На выставке те немногие посетители, которые все же отдавали должное прекрасному плащу, казалось, были не очень в курсе, кто такой этот Богарне вообще. А ведь непредсказуемая судьба крепко накрепко связала жизнь его потомков с Россией.
Евгений или Эжен Богарне был сыном Жозефины от первого брака и пасынком Наполеона.
Отношения между семьей Наполеона и монархами России были довольно любопытными. Так, после поражения Наполеона и его ссылки, Александр I знакомится с Жозефиной, окружает ее вниманием и получает от нее в подарок бесценную камею Гонзага – более чем простая вежливость. Затем он выкупает коллекцию, собранную ею, включавшую в себя около 400 произведений живописи. Александр мог бы забрать коллекцию в качестве трофея, однако он выплачивает колоссальную по тем временам сумму в 940 000 французских франков наследникам Жозефины. Так в коллекции Эрмитажа появились прекрасные экспонаты. А у семьи Богарне – средства к существованию.
На этом связь семейства Богарне с Россией не заканчивается. Сын Эжена, Максимилиан, приезжает в Россию, знакомится, а затем и женится на Марии Николаевне, дочери Николая I, и остается жить в России. Мария Николаевна была папиной дочкой, отец очень не хотел расставаться с любимой дочерью и постарался обеспечить её семье непревзойденный по тем временам комфорт. Для них по проекту Штакеншнейдера был построен Мариинский дворец, это, кстати, был первый самостоятельный проект архитектора.
Дети Максимилиана и Марии Николаевны по Высочайшему указу получили наименование князей Романовских и титул Императорских высочеств (с сохранением титула в мужском поколении до праправнуков Николая, затем Романовские стали титуловаться князьями императорской крови). По просьбе Максимилиана, который был самым высокопоставленным католиком во всей Российской Империи, но уже после его смерти, было основано Римско-католическое кладбище на Выборгской стороне, которое просуществовало вплоть до 30-х годов. Большевики последовательно разрушали его, закрыли в итоге, сейчас через это кладбище проходит улица Минеральная. Однако сохранилась католическая церковь, раньше эта церковь относилась к кладбищу. Именно там было похоронено множество выдающихся граждан России, включая, например, Данзаса, друга и секунданта Пушкина. Данзаса, к счастью, перезахоронили, без оригинального надгробья, правда. Однако другим захоронениям повезло еще меньше.
Однако вернемся к плащу Евгения Богарне. Создан был во Франции, в мастерской Пико (там же был создан коронационный костюм Богарне, который также выставлен в Эрмитаже, по-моему, входит в постоянную экспозицию). Как мы видим, плащ украшен золотыми пчелами, символом Наполеона. Этих же наполеоновских пчел мы можем видеть и по сей день на флаконах знаменитых духов Guerlain.
Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен в 1853 году создает цитрусовый аромат Eau de Cologne Impériale по случаю бракосочетания императрицы Евгении с Наполеоном III. Для этого аромата было решено заказать особенный флакон, создание которого было поручено стеклодувной мастерской Pochet & de Courval. Мастера украсили флакон пчелами – символом императора, введенным еще Наполеоном Бонапартом. Императрица пришла в восторг от флакона и аромата и наградила парфюмерный дом званием «Официального поставщика Ее Величества». После этого золотая пчела стала символом Дома Guerlain.
Как много могут рассказать детали, которые мы часто даже не замечаем в спешке! Маленькая золотая пчелка связана такие разные вещи и такие разные истории общей золотой ниточкой. Удивительно, не так ли?